Шедевры где-то рядом

On my way home
On my way home. Jan’2015

Моя концепция «жить и снимать здесь и сейчас» дает неожиданные результаты. Захотелось снимать рядом с домом. В пешей доступности, т.е. в радиусе где-то 1-2 километров. Во-первых, интересно сделать из обыденных вещей шедевр, посмотреть на каждодневные виды свежим взглядом. Во-вторых, еще интереснее будет посмотреть на картинки через несколько лет, когда и не узнаешь нынешние новомосковские просторы. В-третьих, потомкам тоже будет занятно разглядывать жизнь моего времени. Об этом я сужу по себе, когда на выставках смотрю на город и быт середины прошлого века. Вроде бы все родное знакомое, но с налетом неведомого мне времени.

Да в общем-то, а что еще делать, если свободного времени мало, а снимать хочется?

Итоги каникул

Это были отличные каникулы.

Начались немного сумбурно. Ну да так всегда бывает, когда на тебя сваливается неожиданное счастье в виде 12-ти дней свободного времени. Зато ближе к концу я прямо ух с какой фотопользой провела время.

Новый год я предложила встретить, занимаясь любимым делом – фотографией. В итоге мы с Артуром единогласно выбрали в качестве места встречи ВДНХ, где с фотоаппаратами наперевес и встретили этот год.

За каникулы я проявила и отсканировала все прошлогодние долги. Сняла вагон и маленькую тележку новых кадров, часть которых уже проявила. Побывала в множестве замечательных мест Москвы. Определилась, в каком направлении и над какими темами я хочу работать дальше.

Самые главные впечатления каникул. Во-первых, подаренный мне первыми минутами наступившего года праздник визуала – красочный салют прямо у меня над головой. Мириады разноцветных звезд и галактик, рождающихся и уходящих в небытие – и все это в обрамлении белых колонн павильона Садко и крон сосен. Никогда еще ни один салют так не трогал меня. Я стояла с задранной головой, улыбалась во весь рот и даже пару раз пустила слезу безграничного счастья.

Второе сильное впечатление растянуто во времени и связано со всеми теми местам, в которых я побывала на съемках. Большинство из них было в городе, но на краю Вселенной, где обычно никого не бывает, потому что там нет никаких привычных обывателю развлечений. Там меня накрывало чувством бесконечной свободы (да-да, наконец-то интроверт нашел уединенное место в многомиллионном городе) и вечной молодости, потому что в такие места забираются лишь юные раздолбаи, у которых много свободного времени.

В завершение отчета фотография-квинтэссенция юности, свободы и раздолбайства в лице моего верного друга и соратника.

Воздух в кадре

Посмотрела сканы с нового монокля на Араксе. По сравнению с Хасселем они выходят более воздушные и просторные.

Видимо секрет в том, что на Араксе я вижу в видоискателе немного кропнутую лупой картинку. Поэтому остается задел на «воздух».

loupe

А Хасселем получается кадр один в один как в видоискателе.

В итоге «кропнула» матовое стекло у Хасселя – наклеила бархатные полоски по краям матового стекла. Теперь будет запас для маневров и прочих факапов.

crop viewfinder

В процессе работы родился шедевр абстракционизма.

diy abstraction

Я и сканеры

Наконец-то нашла оптимальный способ взаимодействия со сканерами.

Раньше весь процесс сканирования-ретуширования жутко напрягал. В моем идеальном, тщательно структурированном мире, мне не давала покоя «кладовка» со сканами. Результатом сканирования всегда был неуютный хаос. Поэтому я всегда отлынивала от сканежки.

Проанализировав, что меня больше всего раздражает в этом процессе, я решила действовать по следующей схеме. Четко отделить рутинную работу от творческой. А всю рутину разбить на небольшие этапы.

Получилось так. Сначала — сканирование негативов в raw. Когда сканер занят, можно потупить в интернетах, но ни в коем случае не заниматься чем-то, требующим внимания. Оказалось, что если не отвлекаться от сканежки, то этот процесс занимает не так много времени.

Следующий рутинный этап — проявка raw’ов. Его можно разнести с предыдущим во времени, отложить на следующий день, поскольку он не требует оставлять рабочее место в том же состоянии (с включенным сканером, вытащенными из архива сливерами). Самое главное — опять-таки ни на что не отвлекаться. Как бы ни был велик соблазн «покрутить» в фотошопе или лайтруме полученные кадры, надо помнить, что рутина и творчество несовместимы.

И заключительный рутинный этап — ретушь.

Теперь-то можно приниматься за творческую часть — доведение кадров до ума в фоторедакторе. Опять же ни на что не отвлекаясь и получая от процесса максимум удовольствия и отдачи.

Важная деталь во всем вышеописанном процессе — делать работу нужно партиями (например, кратными пленке), чтобы избежать хаоса, когда половина пленки отсканирована, четверть отретуширована, а пара кадров доведена до ума. Иначе в следующий раз уйдет уйма времени на то, чтобы выяснить какая часть работы незавершена.

Параллельная реальность

Вот за что люблю я пленку, так это за неожиданности. Изредка неприятные, но в большинстве случаев – занимательные.

Проявляла вчера залежи пленок из холодильника. Некоторые пролежали там больше полугода. Уж никто и не помнит, что на них.

Из-за того, что в отношении этих пленок у меня нет никаких ожиданий, результат в большинстве случаев несказанно радует. Если и не шедевральностью, то хотя бы приятными воспоминаниями. Иногда попадаются загадочные кадры, про которые вообще ничего не помнишь: просто провал в памяти. Где, когда, зачем?

В этот раз на одном кадре обнаружился частичный провал. Помню как снимала, как на грани левитации над высоко поднятым фотоаппаратом наводилась на резкость. Но в упор не помню  задний план. Что это и как оно там появилось? Черная дыра? Портал в параллельную реальность?

Black hole

Первые съемки 2014 года

Больше всего люблю Москву в праздники. Все разъезжаются, оставляя город в мое полное распоряжение.

Беспробочная и малолюдная Москва располагает к вдумчивой съемке. У меня на эти дни была припасена пара экспериментальных сюжетов для монокля и плановая досъемка серии, если выпадет снег.

В первый же съемочный вечер «результатом» эксперимента стало падение Arax’a на асфальт с полутораметровой высота. Оказалось, даже железный Киев не способен такого вынести: корпус повело внутри — перестало подниматься зеркало.
Артур стоически перенес потерю своего самого рабочего на текущий момент фотоаппарата. Проблема была решена пересадкой линзы в хасселевскую заготовку под монокль (вот когда бы еще до этого дошли руки!). В итоге, Артур на праздниках с камерой, а я осталась без.

Пришлось довольствоваться набором, собранным из остатков былой брониковской роскоши. К счастью, получился вполне рабочий комплект: тушка, задник 6х6, призма (не люблю их, но выбирать не приходится) и 200 мм объектив.
Руки быстро вспомнили, где какие контролы находятся. Батарейка (у Броники электронный затвор) оказалась жива. А наличие «встроенной» выдержки до 8 секунд и режима перемотки для мультиэкспозиции напомнили, что есть у Броники приятные мелочи, которых иногда не хватает в Хасселе.

И вот осталась я один на один с этим странным фокусным расстоянием. В здравом уме никогда бы не пошла снимать только 200 мм. Обычно такой объектив берется с собой на всякий случай, но никак не в качестве основного. Ну, и для полного сюра решила дополнить 200 мм цветной пленкой. Кто бы мне пару дней назад сказал, что я добровольно пойду снимать с одним лишь длинным объективом да на цвет — не поверила бы!

Challenge accepted. Посмотрим, что из этого выйдет…

PS В шапке – вид из окна, снятый как раз 200 мм объективом (но Хасселем) месяц назад.